Родился 13 октября 1903 года в городе Краматорск ныне Донецкой области в семье рабочего, русский.
Участник гражданской войны. Окончил кавалерийскую школу. С 1927 связал свою судьбу с военно-воздушными силами. Окончил школу летнаборов, КУКС в 1929, Качинскую военную авиационную школу лётчиков в 1930 и Высшую тактическую школу лётчиков в 1937.
Весной 1940 года на Украине в Запорожье был сформирован 131-й истребительный авиационный полк (иап) командование, которым принял Гончаров. Первоначально полк входил в состав 45-й смешанной авиадивизии.
К началу войны полк имел на вооружении 67 И-16 (в том числе 3 неисправных), а также 5 самолетов МиГ-3, для полетов на которых летчики еще не были подготовлены. Полк базировался в Кривом Роге (И-16) и в Ново-Полтавке (МиГ-3).
Несмотря на внезапность и неразбериху, творившуюся вначале войны, полк Гончарова сразу вступил в неравную схватку с врагом, первые победы, и сбитые самолеты были уже в первые дни войны. В период отражения налетов вражеской авиации на Тирасполь летчики полка показали незаурядное боевое мастерство. Один из первых воздушных боев произошел под Тирасполем. При приближении к городу армады бомбардировщиков Ю-87, прикрываемой 18 «мессершмиттами», в воздух были подняты 12 истребителей И-16 полка Гончарова. Навстречу врагу группу смело повел зам командира полка Давидков. Дерзкими атаками ему и его подчиненным удалось отсечь «мессеров» от «юнкерсов» и сковать их боем. А тем временем вторая группа «ишачков», которую возглавлял Д. И. Сигов, атаковала немецких бомбардировщиков. В результате напряженного поединка противник потерял пять самолетов, а наши ни одного.
В другой раз майору Давидкову в паре с политработником Токаревым пришлось схватиться над Тирасполем с 16 Ме-109. В неравном бою они трех «мессеров» сожгли, а остальных вынудили повернуть на запад.
Умелые и решительные действия летчиков полка в первые дни войны, характеризуют Гончарова как грамотного и мужественного командира.
В июле-августе 1941 года полк действовал в составе ВВС Южного фронта, а в августе-сентябре входил в состав 64-й авиадивизии. В этот период наряду с И-16 полк начал использовать ЛаГГ-3.
131-й иап принимал активное участие в Днепропетровской и Каховской оборонительных операциях, действуя в основном по вражеским переправам через Днепр. В связи с количественным, а в ряде случаев и качественным превосходством вражеской авиации нашим истребителям чаще всего приходилось придерживаться оборонительной тактики. И поскольку наибольший урон по сравнению с другими видами ВВС в первые месяцы войны понесла наша бомбардировочная авиация, для бомбовых и штурмовых ударов приходилось использовать истребители И-16 и И-153. Но, несмотря на трудности и лишения, связанные с отступлением наших войск, моральный дух летного и технического состава оставался всегда высоким. Авиаторы никогда не теряли веры в победу советского народа и его Вооруженных Сил над вероломным и коварным врагом.
За первые три месяца войны летчики 131-го иап провели около 500 поединков в воздухе и сбили 63 фашистских самолета. Примером для подчиненных, для всех однополчан служил сам командир Гончаров.
В сентябре 1941 года 131-й иап вошел в состав 20-й смешанной авиадивизии, которая входила в ВВС (командир Ерёменко И.Т.) 9-ой армии (командарм Харитонов Ф.М.). В сентябре создалась сложная обстановка на Южном фронте. В целях сохранения наших войск, которым угрожало окружение, 1 октября начался отвод 9-й и 18-й армий Южного фронта (с 05.10.41 командующий фронтом генерал-полковник Черевиченко Я.Т.) на новые рубежи - началась Донбасская оборонительная операция, продолжавшаяся весь октябрь. Перед ВВС Южного фронта стояла задача по нанесению массированных ударов по группировке Клейста с целью уменьшить темп наступления немцев и дать возможность закрепиться нашим армиям на новых рубежах.
8-11 октября были наиболее напряженными для наших авиаторов, сотни экипажей истребителей, бомбардировщиков и штурмовиков поднимались в воздух и днем и ночью. За это время летчики фронта уничтожили 62 вражеских танка, 680 автомашин с различными грузами и живой силой, 7 зенитных установок, 40 мотоциклов с водителями, 13 автоцистерн с горючим и 2 самолета. Штурмовые и бомбовые удары по врагу осуществлялись непрерывно. Они не только наносили ему тяжелые потери в живой силе и технике, но и держали его в постоянном напряжении, изматывая физически и морально.
ВВС 9-ой армии выполняли боевые задачи и в нелетную погоду. Так 19 октября было сделано 16 вылетов, уничтожено 9 автомашин и 150 вражеских солдат и офицеров. Большую ценность представляли и добытые ими сведения о немецко-фашистской группировке. 20 октября в районах Бобриков, Волошин, Константиновка, Родиново-Несветайское, Кутейниково, Больше-Крепинская они основательно потрепали врага. Было уничтожено немало живой силы и техники противника. В воздушных боях наши истребители сбили 4 самолета противника, а потеряли тогда лишь один И-16.
К концу октября 1941 года, после захвата Мариуполя и Таганрога, южная группа немецко-фашистских войск готовилась к наступлению на ворошиловградском, шахтинском и ростовском направлениях. Главным из них было последнее, ибо Ростов рассматривался противником как «ворота» на Кавказ с его богатейшими месторождениями нефти.
Авиация противника, насчитывавшая до 200 самолетов (100 истребителей, 80 бомбардировщиков и 20 разведчиков), базировалась в основном на приморских аэродромах. В отличие от летнего периода основные ее усилия были направлены на поддержку своих наземных войск в тактической глубине, а также на воздушную разведку, особенно в районах Ростова, Новочеркасска и восточное. Вражеские самолеты совершали налеты и на железнодорожные станции к югу и северу от Ростова.
В период, предшествовавший новому наступлению гитлеровцев, наши авиационные части перебазировались в Сталинградскую, Ворошиловградскую и Ростовскую области. Здесь они доукомплектовывались и готовились к новым боям. Некоторые полки одновременно вели воздушную разведку и наносили штурмовые удары по скоплениям вражеских войск. Полк Л. А. Гончарова совершал налеты и на вражеские аэродромы. Только в Белой Церкви и в Таганроге летчики этой части уничтожили около 30 самолетов противника.
В октябрьских боях 131-й истребительный авиационный полк, возглавляемый подполковником Л, А. Гончаровым особенно отличился, выполняя наиболее ответственные задачи. Полк был дружной боевой семьей, где что ни командир экипажа, то герой, что ни техник или механик, то заботливый хозяин машины, мастер своего дела. С глубокой скорбью встретили авиаторы весть о гибели подполковника Л. А. Гончарова. 31 октября 1941 года в воздушном бою в районе Миллерово Ростовской области командир полка погиб. Однополчане поклялись отомстить врагу за смерть любимого командира и в последующих боях сдержали свое слово.
За четыре месяца войны 131-й истребительный авиаполк произвел 5312 самолето-вылетов. Из них 1493- на штурмовку наземных войск противника. Сам командир полка подполковник Гончаров совершил 69 успешных боевых вылетов.
За героизм и умелое командование полком Указом ВС СССР от 6 июня 1942 года Гончарову Леониду Антоновичу присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
Многие летчики полка, начинавшие боевые действия под командованием Гончарова стали впоследствии Героями Советского Союза: его заместитель майор В. И. Давидков, старший политрук М. С. Токарев, капитан Д. П. Назаренко, старший лейтенант Д. И. Сигов и лейтенант Ф. С. Яровой. А 131-й авиаполк за проявленную отвагу в боях за Отечество с немецкими захватчиками, стойкость, мужество и организованность, за героизм личного состава приказом Народного комиссара обороны СССР №64 от 08 февраля 1943 года преобразован в 40-й гвардейский истребительный авиационный полк.
Гончаров был награжден орденами Ленина, Красного Знамени.
Подполковник Гончаров погиб в бою под Миллерово, тело его в наш город было доставлено, вероятно для того, чтобы могли с ним проститься его боевые товарищи однополчане. 131-ый иап в это время базировался на полевом аэродроме в районе шахты «Нежданная". Гончаров не жил в нашем городе, но здесь он нашел свой последний покой, похоронен в парке рядом с братским захоронением красноармейцев погибших в годы гражданской войны.
Библиография
Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. М.:Воениз. 1988
Вершинин К.А. «Четвертая воздушная.» - М.: Воениздат, 1975.
13.10.1903