206 дней оккупации города Шахты

13 марта 2020
1942 год являлся годом суровых испытаний для всего советского народа, не был исключением в этом и город Шахты. Мобилизация всех сил на отпор врагу началась в городе задолго до его оккупации. Уже в первые дни войны более половины членов городской партийной организации ушли на фронт. На шахтах стало меньше людей, а страна требовала все больше угля. Горняки совмещали профессии, заменяя ушедших на фронт товарищей, внедряя скоростные методы добычи угля. Места ушедших на фронт горняков занимали их матери, жены, сестры. На шахты возвращались пенсионеры, приходили представители интеллигенции, подростки – все, кто хотел своим трудом внести вклад в разгром ненавистного врага.

Нависшая над страной угроза резко подняла политическую активность трудящихся. В городе был создан  Государственный комитет обороны. Им совместно с городским комитетом ВКП(б) было принято решение о создании пояса оборонительных вокруг города. Работали не только в выходные, но и в будни после работы, на строительство выходили  целыми коллективами во главе с партийными  и комсомольскими комитетами.

А враг тем временем подходил все ближе к воротам Кавказа, и с каждым днем явственнее становилась угроза оккупации города Шахты. Отчетливо понимая, что главный интерес для врага в нашем городе могут представлять угольные шахты, Государственный комитет обороны города принял решение о том, «чтобы ни один грамм шахтинского угля не достался врагу». Для этого надлежало демонтировать угольные предприятия, оборудование и механизмы вывезти на Восток, шахтные постройки взорвать, шахтные стволы затопить водой. С болью и гневом смотрели жители города на изуродованные шахтные строения. Но, к сожалению не все мероприятия по демонтажу шахт были проведены, слишком мощным было наступление гитлеровцев, слишком мало сил было у жителей города. Летом 1942 года почти вся территория Ростовской области была оккупирована врагом, после тяжелых и продолжительных боев, 21 июля 1942 года город Шахты был занят гитлеровцами. В ответ на многочисленные зверства захватчиков в городе разгорелось пламя подпольной борьбы. Захватив город, немцы надеялись очень быстро наладить добычу угля, но их расчеты потерпели полный провал, шахтеры города, делали все, чтобы сорвать планы захватчиков. Ценой огромных усилий и массовых казней фашистам удалось восстановить 13 мелких шахт. Но и уголь с восстановленных шахт немца получали далеко не полностью, добытый антрацит горел, эшелоны с ним шли под откос, уголь был перемешан с породой и мусором. 

Гитлеровцы усиливали террор, применяли к шахтерам репрессии, расстреливали. На территории города были устроены несколько концентрационных лагерей, они располагались на территории средней школы № 5 и № 10, шахты «Пролетарская диктатура», хлебозавода № 4, в них содержались пленные красноармейцы. Но ни массовые расстрелы, ни жестокие пытки не заставили шахтинцев преклонить колени перед врагом. В городе разгорелось пламя подпольной борьбы. По решению ГКО в городе было создано 14 подпольных групп: 3 районные, 10 на шахтах и одна на ГРЭС им. Артема. Сеть подпольных организаций города строилась по принципу троек на каждой крупной шахте, руководство подпольем города возлагалось на партийный комитет  в составе: Яцких, Кузьмина, Холодова. Но полная оккупация Ростовской области, жестокий террор, а главное отсутствие опыта подпольной борьбы привело к тому, что в первые же дни оккупации города многие подпольные группы были раскрыты, а сами подпольщики – арестованы. Огромную помощь гитлеровцам в ликвидации подполья оказала и вспомогательная полиция, созданная по указанию начальника зондеркоманды СС оберштурмбанфюрера Гельфсгота. В приказе об ее создании говорилось: «Нужны люди здоровые, сильные, с твердым характером, имеющие интерес к этого рода ответственной службе». Откликнулся на этот призыв прежде всего тот, кто был недоволен советской властью, бывшие кулаки, уголовники, рецидивисты. Дольше всех в городе действовала подпольная группа Октябрьского района. Эту группу возглавлял парторг ВКП(б) Тимофей Семенович Холодов. Партия поручила Т.С. Холодову остаться в городе и возглавить подпольную работу в районе. Помощниками были оставлены проверенные и хорошо знакомые ему товарищи: Никита Иванович Гудков и Никифор Алексеевич Фисунов. Группа Холодова провела большую работу – взорвала шахту имени Воровского, расклеила большое количество листовок, уничтожалась живая сила противника, портилась техника, устраивались побеги заключенным. Подпольной группой Октябрьского района велась борьба не только на территории самого города, был организован небольшой партизанский отряд на территории Семикаракорского района, где планировался взрыв паровой мельницы, этой операцией руководил лично Т.С. Холодов, но в результате предательского доноса он был арестован гестапо. Мужественного коммуниста подвергли жестоким пыткам и 16 сентября 1942 года в противотанковом рву близ станции Каменоломни Т.С. Холодов был расстрелян.

Другую группу подпольщиков возглавлял Иван Тимофеевич Клименко, старый большевик, член партии, участник революции и гражданской войны. Когда Клименко был арестован, ему была предложена должность начальника вспомогательной полиции, за отказ И.Т. Клименко был брошен в шурф шахты им. Красина.

Важный вклад в борьбу с гитлеровскими оккупантами внесли и участники комсомольского подполья. Также плечом к плечу со своими старшими товарищами активно боролись с врагом и пионеры города Шахты.

Оккупация города Шахты немецко-фашистскими захватчиками продолжалась 206 дней – с 22 июля 1942 года по 12 февраля 1943 года. Жестокие бои, гитлеровская оккупация оставили в городе тяжелые следы, улицы были превращены в груды развалин, взорван Драматический театр, Дом печати, педучилище, фельдшерско-акушерская школа, больница им. Ленина и многое другое.

Много лет город шахты развивается под мирным небом. Над ним не слышится рев самолетов, грохот снарядов и свист пуль. Выросли поколения, знающие войну лишь по книгам, кинофильмам, воспоминаниям ветеранов. Но навсегда в памяти шахтинцев будут 206 дней упорной борьбы с врагом, навсегда город сохранит имена тех, кто не пощадил своей жизни – ради сегодняшнего светлого дня, ради жизни, ради мира.

Вернуться к списку